Полезна ли свирель для музыкального развития детей в школе

Свирель в школе

Нужна ли музыкальная грамота

С каждым годом появляются новые современные технологии, которые в свою очередь порождают необходимость осваивать новые профессии. Не редко эти профессии требуют хотя бы элементарные знания музыкальной грамоты. Без элементарных понятий о музыкальной грамоте, уже в рамках школьной программы, на уроках информатики, невозможно постичь программирование звука. А ведь профессия программиста является одной из перспективных на сегодняшний день.

Взрослым сложней осваивать нотную грамоту, чем детям. Поэтому у них на работе нередко возникают трудности, когда требуется владение хоть элементарными музыкальными знаниями.

Например, в компании Microsoft, при собеседовании, предпочтение отдается работникам, у которых есть музыкальное образование.

Уроки музыки в школе

В общеобразовательных школах преподают предмет “музыка”. Учителя очень ограничены по часам преподавания данного предмета, так как программой по расписанию предоставляется всего 1 урок (45 минут) в неделю. Если в классе минимум 25-28 учеников, то на каждого из них приходится примерно по 1,5 минуты внимания учителя. За учебный год (34 урока) ребенку преподаватель может уделить 51 минуту. Разве реально за это время научить чему-то качественно?

По этой причине учителя музыки вынуждены искать различные методики, которые позволяют за короткий промежуток времени охватить как можно больше учеников на каждом уроке, дать элементарные знания ученикам и получить результат.

За много лет преподавания разных методик музыки, учителя пришли к выводу, что детям интересно, и они с охотой занимаются, если сами становятся исполнителями. При этом необходимо объединить все этапы музыкальной программы, которая включает: слушанье музыки, вокальную и хоровую деятельность, эстетическое развитие, и одновременно дать детям почувствовать радость от собственного музицирования.

При выборе музыкальных инструментов в школе, предпочтение отдается тем инструментам, из которых просто извлекать звуки и легко научиться на них играть. К таким инструментам относятся ксилофон, металлофон, бубны и прочие. Но для коллективной работы в классе они не очень подходят.

Самым доступным и подходящим по всем критериям для работы на уроках музыки, подходит свирель. В отличие от ударных инструментов, она способна интонировать мелодию.

На начальной стадии обучения, играть на свирели можно даже не зная нот. Нотную грамоту дети в школе начинают познавать после того, как научатся играть на слух и наблюдать за движениями учителя. То есть, ученики приходят к нотной записи через звуки, а не наоборот, как предлагалось раньше.

Введенная методика игры на свирели во многих школах полюбилась многим детям и родителям. Некоторые родители, даже не имея намерения, после таких уроков, увидев успехи своего чада, отдают его в музыкальную школу.

Методика игры на свирели в школе принадлежит педагогу Эдельвене Смеловой. Благодаря ее методике, качество получаемых музыкальных уроков намного улучшилось. У каждого из учеников есть свой индивидуальный инструмент, поэтому музицировать могут все одновременно, и это дает возможность преподавателю каждому ребенку дать возможность принимать участие на уроке. На уроках в школах, детям рекомендуется использовать пластмассовую свирель с шестью пенечками и мундштуком. К учебной свирели прилагается книжка-самоучитель.

Ученики знакомятся уже на первых уроках с движением мелодии вверх, вниз и на месте. Чем свирель удобна в обучении, что на ней совпадает движение пальцев и музыки ( пальцы  опускаются вниз по пенечкам, и мелодия движется вниз, и наоборот).

Вначале учебного года дети знакомятся с историей появления свирели, правилами пользования, узнают, как правильно ухаживать за ней, какое должно быть положение рук и постановка губ.

На уроках музыки в школах, где внедрена методика Э.Смеловой, нет пассивных слушателей. Более половины урока дети играют на инструменте, и уже после двух-трех месяцев, дети могут исполнять 15-20 простых произведений. Сначала это простые русские народные и детские песенки. Затем, постепенно уроки строятся на переходе от простых произведений, к более сложным.


Упражнения на уроках охватывают разные виды заданий для детей: умение озвучивать ритм, самостоятельно разбирать мелодии, пропевать по цифрам, сольфеджирование, самостоятельное сочинение по заданному ритму, импровизирование, слуховые диктанты.

Благодаря тому, что у каждого ребенка есть свой индивидуальный инструмент, дома дети могут самостоятельно играть на нем, а это значительно увеличивает количество времени игры на инструменте.

Чем полезна методика игры на свирели

Свирель, в сравнение с другими инструментами недорогая. Она компактная и легкая, что дает возможность носить ее в школьном рюкзаке, почти не занимая места.

Методика игры на ученической свирели воспитывает интерес к музыке, прививает художественный вкус и любовь ко всему прекрасному, развивает слух и музыкальные способности, воображение, волевые качества, формирует обучение коллективной работы в классе.

Не секрет, что ключ к интеллектуальному  развитию ребенка лежит в его эмоциях, а игра на свирели стимулирует развитие как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы.

Данная методика положительно сказывается на сфере здоровья детей:

  1. Игра на свирели способствует вентиляции легких.
  2. Гимнастика для дыхательных путей облегчает. страдания детей, страдающих астмой.
  3. Благодаря активной дыхательной гимнастике, оздоравливается детский  организм, дети значительно реже болеют, а это положительно влияет на посещение школьных занятий.
  4. Так как на свирели работают пальчики, развивается мелкая моторика, а это способствует развитие речи детей, дети начинают лучше читать, у многих улучшается почерк, они начинают грамотней писать.

Если ребенок в будущем никогда больше не будет связан с музыкой, в его памяти навсегда останутся уроки игры на свирели, и он с благодарностью будет вспоминать учителя, который учил его играть на таком простом русском народном инструменте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Для чего нужно музыкально развивать детейДля чего нужно музыкально развивать детей

Музыкальное развитие детей не предполагает обязательное становления музыкантом в будущем. Музыка питает человеческий мозг подобно тому, как пища питает физическое тело. Мы живем в мире, в котором существует три системы