Нужна ли музыкальная грамота
С каждым годом появляются новые современные технологии, которые в свою очередь порождают необходимость осваивать новые профессии. Не редко эти профессии требуют хотя бы элементарные знания музыкальной грамоты. Без элементарных понятий о музыкальной грамоте, уже в рамках школьной программы, на уроках информатики, невозможно постичь программирование звука. А ведь профессия программиста является одной из перспективных на сегодняшний день.
Взрослым сложней осваивать нотную грамоту, чем детям. Поэтому у них на работе нередко возникают трудности, когда требуется владение хоть элементарными музыкальными знаниями.
Например, в компании Microsoft, при собеседовании, предпочтение отдается работникам, у которых есть музыкальное образование.
Уроки музыки в школе
В общеобразовательных школах преподают предмет “музыка”. Учителя очень ограничены по часам преподавания данного предмета, так как программой по расписанию предоставляется всего 1 урок (45 минут) в неделю. Если в классе минимум 25-28 учеников, то на каждого из них приходится примерно по 1,5 минуты внимания учителя. За учебный год (34 урока) ребенку преподаватель может уделить 51 минуту. Разве реально за это время научить чему-то качественно?
По этой причине учителя музыки вынуждены искать различные методики, которые позволяют за короткий промежуток времени охватить как можно больше учеников на каждом уроке, дать элементарные знания ученикам и получить результат.
За много лет преподавания разных методик музыки, учителя пришли к выводу, что детям интересно, и они с охотой занимаются, если сами становятся исполнителями. При этом необходимо объединить все этапы музыкальной программы, которая включает: слушанье музыки, вокальную и хоровую деятельность, эстетическое развитие, и одновременно дать детям почувствовать радость от собственного музицирования.
При выборе музыкальных инструментов в школе, предпочтение отдается тем инструментам, из которых просто извлекать звуки и легко научиться на них играть. К таким инструментам относятся ксилофон, металлофон, бубны и прочие. Но для коллективной работы в классе они не очень подходят.
Самым доступным и подходящим по всем критериям для работы на уроках музыки, подходит свирель. В отличие от ударных инструментов, она способна интонировать мелодию.
На начальной стадии обучения, играть на свирели можно даже не зная нот. Нотную грамоту дети в школе начинают познавать после того, как научатся играть на слух и наблюдать за движениями учителя. То есть, ученики приходят к нотной записи через звуки, а не наоборот, как предлагалось раньше.
Введенная методика игры на свирели во многих школах полюбилась многим детям и родителям. Некоторые родители, даже не имея намерения, после таких уроков, увидев успехи своего чада, отдают его в музыкальную школу.
Методика игры на свирели в школе принадлежит педагогу Эдельвене Смеловой. Благодаря ее методике, качество получаемых музыкальных уроков намного улучшилось. У каждого из учеников есть свой индивидуальный инструмент, поэтому музицировать могут все одновременно, и это дает возможность преподавателю каждому ребенку дать возможность принимать участие на уроке. На уроках в школах, детям рекомендуется использовать пластмассовую свирель с шестью пенечками и мундштуком. К учебной свирели прилагается книжка-самоучитель.
Ученики знакомятся уже на первых уроках с движением мелодии вверх, вниз и на месте. Чем свирель удобна в обучении, что на ней совпадает движение пальцев и музыки ( пальцы опускаются вниз по пенечкам, и мелодия движется вниз, и наоборот).
Вначале учебного года дети знакомятся с историей появления свирели, правилами пользования, узнают, как правильно ухаживать за ней, какое должно быть положение рук и постановка губ.
На уроках музыки в школах, где внедрена методика Э.Смеловой, нет пассивных слушателей. Более половины урока дети играют на инструменте, и уже после двух-трех месяцев, дети могут исполнять 15-20 простых произведений. Сначала это простые русские народные и детские песенки. Затем, постепенно уроки строятся на переходе от простых произведений, к более сложным.
Упражнения на уроках охватывают разные виды заданий для детей: умение озвучивать ритм, самостоятельно разбирать мелодии, пропевать по цифрам, сольфеджирование, самостоятельное сочинение по заданному ритму, импровизирование, слуховые диктанты.
Благодаря тому, что у каждого ребенка есть свой индивидуальный инструмент, дома дети могут самостоятельно играть на нем, а это значительно увеличивает количество времени игры на инструменте.
Чем полезна методика игры на свирели
Свирель, в сравнение с другими инструментами недорогая. Она компактная и легкая, что дает возможность носить ее в школьном рюкзаке, почти не занимая места.
Методика игры на ученической свирели воспитывает интерес к музыке, прививает художественный вкус и любовь ко всему прекрасному, развивает слух и музыкальные способности, воображение, волевые качества, формирует обучение коллективной работы в классе.
Не секрет, что ключ к интеллектуальному развитию ребенка лежит в его эмоциях, а игра на свирели стимулирует развитие как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы.
Данная методика положительно сказывается на сфере здоровья детей:
- Игра на свирели способствует вентиляции легких.
- Гимнастика для дыхательных путей облегчает. страдания детей, страдающих астмой.
- Благодаря активной дыхательной гимнастике, оздоравливается детский организм, дети значительно реже болеют, а это положительно влияет на посещение школьных занятий.
- Так как на свирели работают пальчики, развивается мелкая моторика, а это способствует развитие речи детей, дети начинают лучше читать, у многих улучшается почерк, они начинают грамотней писать.
Если ребенок в будущем никогда больше не будет связан с музыкой, в его памяти навсегда останутся уроки игры на свирели, и он с благодарностью будет вспоминать учителя, который учил его играть на таком простом русском народном инструменте.